- Книга и книжное дело на Руси до книгопечатания
- как и в истории книги других народов, в истории русской книги существуют два периода: книги рукописной и книги печатной. Рукописная книга, известная в древней России в форме "кънигы", "кънижицы", "кънижьки" и только в XIV стол. в форме "книга", составлялась из тетрадей пергамента или бумаги в 8 листов, или 16 страниц, причем величина ее, зависевшая от степени важности произведения, могла быть в лист (по-древ. в десть), в поллиста (полдести), в четвертку (в чет), в осьмушку и в 16 долю листа. Написанные книги переплетались в переплеты из деревянных досок, обтягиваемых кожей, цветной тканью, которые украшались золотыми или серебряными надписями. С начала XVII в. эти переплеты заменились бумажными. Так как образование, т. е. письменность и грамотность, древней Руси сосредоточивалось в духовной среде, то главными поставщиками рукописных книг являлись монахи, которые переплетали их так же, но не для продажи, а для себя или своего монастыря. Были переписчики книг и вне монастырей, большей частью духовные, как то: священники, диаконы, дьяки, пономари; среди светских переписчиков можно указать на князя Слуцкого, оставившего в XVI стол. Евангелие. Переписывание книг для собственного пользования не удовлетворяло других, желавших пользоваться книгами; явилась нужда в книгах, а с ней писцы-ремесленники, писавшие книги не только по заказу церквей и частных лиц, но также по собственному почину для продажи на рынке. Писцы-ремесленники, расширившие деятельность свою к концу XIV стол., известны в Москве под именами: писарь, мастер, книгоносец, доброписец. Не всегда книги переписывались одним лицом; случалось, что один писец имел нескольких помощников, отчего в книгах различные почерки. Кроме писцов, изготовлявших черное письмо, нужны были и люди, могущие украшать книги; таким образом являлись художники, делавшие орнаменты, писавшие золотом и киноварью и рисовавшие иллюстрации. Переписывание книги занимало у писца много времени, что зависело от величины самой книги и способа писания, который заставлял их писать не на столе, а на колене, причем главные части букв умещались на строке. В этих книгах мы различаем три образца письма: устав, примером которого служит Остромирово Евангелие, многие книги XI XIV вв.; полуустав, собственно переход от устава к скорописи, примером которому служит Евангелие 1507 г.; скоропись, явившаяся в XVI в., самый последний вид рукописи. В конце книги писцы обыкновенно делали записи о лице, писавшем, переплетавшем книгу, о годе и месте написания книги, о лице, для которого писалась она, а также сведения о других лицах и событиях; иногда встречаются и записи лиц, купивших книгу, и вместе с тем устанавливалась дальнейшая судьба книги. Несмотря на большое число переписчиков по ремеслу, цена книги была очень высока; Евангелие XIV в., написанное плохо и на дурном пергаменте, стоило около 200 руб. Это, однако, не останавливало спроса на них, так как книга в древней Руси пользовалась большим почитанием. Точно установить место, где продавались книги, нельзя; в разное время это совершалось в разных местах. Главными центрами книгописания были: Московская Русь с гор. Новгород, Суздаль, Ростов; известны еще многие селения, доставлявшие рукописи в огромном количестве. По содержанию своему книги эти религиозно-нравственного характера, большей частью священные и богослужебные. Появившееся книгопечатание не ослабило деятельности переписчиков, ценившихся гораздо дороже печатной книги; еще XVIII век изобилует такими книгами, особенно в среде старообрядцев, которые не имели своих типографий. Печатная книга, начавшая свою историю в России в XV в., достигла широкого распространения только во время Петра В., пользовавшегося ею как для распространения западно-европейской культуры, так и для проведения своих нововведений в народе. Таким образом положено было начало переводам и печатанию научных соч. Переводчиками этих книг были 1) иностранцы, 2) переводчики посольского приказа, 3) окончившие курс киевской или московской академии, и впоследствии Св. Синод. Петром же начата была и журнальная деятельность, которая выразилась в издании в Москве газеты "Ведомости", вышедшей в 1703 г., при личном участии Петра и под его руководством. В 1711 г. откр. Петром в Петербурге типография напечатала первый крупный труд, под руководством московских типографов и голландских, под заглавием "Книга Марсова, или воинских дел от войск цар. вел. во взятии преславных фортификацеи и в разных местах храбрых баталии учиненных". Типография эта обогащалась все время новыми станками, новыми рабочими и, по повелению Петра, пользовалась "бумагой русского дела". В 1720 г. открыта была Петром новая типография в Петербурге для печатания славянских книг при Александро-Невской лавре. Первая книга, выпущенная этой типографией, была "Первое учение отроков"... В 1721 г. открыты еще две типографии сенатская и синодальная. В первой вышла книга "Копии его царского величества указов 1719 - 1720 г.", во второй "Наука статистическая, или механика". По мысли Петра начала печататься Библия, страницы которой, разделенные на две половины, должны были содержать текст на голландском и славянском яз.; закончена была эта Библия только в 1752 г. Деятельность московских типографий, а также других городов, достигла при Петре полного расцвета. Было выпущено до 600 изданий, причем около 48 книг Св. Писания. Со смертью Петра ослабело типографское дело, а с ним рост книжного дела. Многие петровские издания были уничтожены за неимением покупателей; сокращено было и число типографий. В Петербурге оставлены были только сенатская и при академии наук, последняя служила главным центром книжного дела в России. Синодальная и александро-невская типографии были упразднены, печатание церковных книг переведено было в московскую синодальную. Заглохшее было книжное дело начало возрождаться при содействии академии наук. Так, устроены были: в 1756 г. гражданская типография в Москве при университете; в 1756 г. типография сухопутного шляхетского кадетского корпуса в Петербурге; в 1763 г. типография при военной коллегии; в 1775 г. типографии при обер-коллегии и горном корпусе в Петербурге и в 1764 г. сенатская в Москве. В 1758 г. устроена была при академии наук еще одна типография, названная "новозаведенною", соединенная в 1766 г. со старой. Со вступлением Екатерины II начался новый период в истории книжного дела в России, вследствие того, что уничтожена была государственная монополия книгопечатания и дано было право учреждать вольные типографии. Таким образом основывается частными лицами целый ряд типографий, где печатаются под цензорством Управы Благочиния русские и иностранные книги, имевшие теперь большой спрос. Типографии основываются не только в Петербурге и Москве; многие города имеют свои вольные типографии, наряду с которыми открываются еще много казенных. Является возможность учреждения новых обществ, как "Общество любителей Древнерусской Письменности", издававшее памятники древней письменности, учреждение новых издательств, которые широко снабжают публику с лучшими произведениями науки и литературы. На такой же высокой ступени развития стоит книгоиздательство и в духовном ведомстве, увеличившее число своих типографий, число работников в них, число богословских книг, издаваемых ежегодно в огромнейших размерах. Самое большее число богословских изданий выпускается училищным советом при Св. Синоде, который снабжает от себя все епархии; кроме того издается много богословских трудов и журналов при дух. академиях и частными лицами.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.